Элитный дизайн интерьера
Наши филиалы:

Доминирующие объекты и их роль в архитектурной среде


Светлана Антонович (15 мая 2018 года)

Проблема сохранения целостности градостроительных ансамблей в условиях постоянно растущих новых застроек определяет основные ограничения проектирования в архитектурной сфере. Взаимная координация принципиально разных новых архитектурных объектов и построек осуществляется сегодня интуитивно, без внимания на общие правила их системного согласования и средового доминирования.

Для правильного построения обновляющейся градостроительной среды необходим системный подход к включению новых элементов различного значения.

Для изучения существенной важности архитектурных объектов как доминанты в градостроении необходимо проанализировать и систематизировать существующие знания. Выделяют пять основных групп терминов.

К первой группе относятся понятия  «зрительный акцент» и «архитектурный акцент». Это объект или объекты, которые являются основным элементом комплекса и формируют колоритность его образа, а также объекты, чётко выделяющиеся в городской среде.

Ко второй относится термин  «смысловой центр ансамбля». Это объект или объекты, задающие размах и вектор развития всей городской среды. Как правило, это зрительно главенствующий объект.

Третья группа  — «значимые объекты города». Термин означает объекты и здания, формирующие художественную самобытность города.

В четвертую группу входят такие термины: «высотные объекты» и «вертикаль». Это объекты, задающие новый архитектурный объем городским объектам и новый силуэт города.

К  пятой группе относятся такие понятия: «главное сооружение», «маяк», «цель», «ориентир». Это оригинальные и неординарные элементы города (здания, сооружения, малые архитектурные формы), по которым задают ориентир в пространстве, а также объекты, которые в силу своих художественных, конструктивных или других свойств сосредотачивают на себе внимание и  формируют внешний вид.

Исходя из вышеуказанных понятий и групп, создана линейка весомости объектов в городской среде. Эта линейка выражает взаимную связь между понятиями, выражающими смысл архитектурных доминант, и их свойства. То есть эта линейка раскрывает визуальную важность и значимость объекта.

Визуальная значимость — способность архитектурного сооружения притягивать внимание, сила воздействия на восприятие его человеком. На линейке весомости объектов термины стоят в возрастающем порядке: акцент, смысловой центр композиции, значимый объект города, высотный объект, ориентир.

Но на линейке нет определенного места для доминанты, так как её возможности охватывают весь указанный интервал визуального воздействия. Доминанта объединяет в себе все значения терминов. Они стоят в возрастающем порядке — от локального элемента среды, действующего в пределах близкого восприятия, до объекта-ориентира масштаба, формирующего образ всего города.

На основе линейки весомости объектов и изложенных выше понятий составлена модель самого термина «архитектурная доминанта».

Доминанты — преобладающие составляющие определенной городской композиции, контрастно и ощутимо выделяющиеся своими параметрами — от функциональной важности до размеров, дизайна, цвета и т. д. Все это привлекает внимание к доминантному объекту, концентрирует интерес на нем в наиболее сильной форме.

Анализ терминов позволил определить направления разделения терминологии. Термин «архитектурная доминанта» включает в себя три основных признака доминирования: визуально-психологическое, архитектурно-художественное и социально-функциональное. Им соответствуют следующие категории: ориентир, акцент и значимый объект города.

Концептуальными связями между их особенностями выступают смысл, пространство и образ.

Системная парадигма термина «архитектурная доминанта», в свою очередь, позволила классифицировать доминирующие объекты по виду доминирования.

Первый вид: доминанта по высоте — объект архитектуры доминирует за счет высотного преобладания над окружающими объектами.

Второй вид: доминанта по стилю — доминирование возникает за счет отличий в стиле между объектом и окружающей градостроительной средой.

Третий вид:  доминанта в пространственном измерении — доминирование происходит в пространственной организации самого объекта, привлекающего всеобщее внимание.

Четвертый вид:  доминанта по смыслу — объекты используется в качестве ориентира на

уровне сознания. Стоит подчеркнуть, что этот вид доминанты не объективен, поскольку находится в плоскости значения системы знаков (семиотика) для различных групп людей.

Следует выделить типы свойств архитектурных доминант, которые так или иначе влияют на доминирование.

Первый тип включает внутренние физические качества объекта: пропорции, форма, цвет и материал.

Второй тип — композиция объекта и стиль.

Третий тип связан с взаимодействием объекта со средой: масштаб, окружающая среда и восприятие.

Таким образом, все ранее перечисленные качества, группы, виды и типы доминирующих объектов позволяют сформировать наиболее полное представление об архитектурной доминанте, гармонизации городской среды, помогает анализировать городские пространства и создавать доминирующие объекты с наиболее выгодными для восприятия свойствами.

Город в классическом его понимании формируется за счет наличия доминант, которые определяются визуальной значимостью, высотой, и ролью в облике города. Исторически первой возникла вертикальная доминанта. Новый тип общества без иерархии и стратификации нуждается новых способах организации городского пространства. Существующий опыт создания крупных торговых, деловых, общественных центров позволяет утверждать о появлении нового вида доминанты — горизонтальной.

Горизонтальная доминанта, в отличие от вертикальной, оказывает влияние на город своим притягательным функционалом, а не размерами  или географическим расположением. Таким образом, современный город это содружество двух видов доминант: вертикальной или визуальной и горизонтальной или функциональной. Систему городских визуальных ориентиров создает центростремительная вертикальная доминанта, которая по своей природе является статичной, а горизонтальная функциональная,  центробежная является динамичной, доминанты в городской системе располагаются относительно свободно, в отдаленных районах и неожиданных местах. Горизонтальная архитектурная доминанта — один из инструментов преобразования и модификации городской среды.

Таким образом, не отрицая достоинств классического градостроительного подхода, появляются новые направления развития города.

 

Литература:
Гутнов А. Э. Мир архитектуры: язык архитектуры. – М., 1985. – 300 с.

Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой

подход). – М.: Архитектура-С, 2009. – 404с.

Шубенков М. В. Структурные закономерности архитектурного формообразования /

М. В. Шубенков. – М: Архитектура-С, 2006. – 150 с.